Алексей Пантелеев (panteleich) wrote,
Алексей Пантелеев
panteleich

Categories:

Турецкий дневник: Святая София

Думаю, каждый цивилизованный человек должен увидеть главный православный храм мира и один из первых купольных храмов, почти тысячу лет остававшийся крупнейшим (пока не построили собор Святого Петра в Риме). Собор Святой Софии должен был символизировать всю мощь Византийской империи, а затем ее "наследниками" стали София Киевская, ну а с окончательным падением Константинополя роль Третьего Рима взяла на себя Москва.



[Spoiler (click to open)]

Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья.



За ограждением - византийская цистерна - подземное каменное хранилище для воды. Слева - остатки монумента, символизирующего центр мира, и любопытные деревянные дома





Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Первый храм на этом месте сгорел 13 января 532 года во время восстания. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал и мрамор. Также в Константинополь из разных мест бывшей Римской империи свозились архитектурные элементы древних языческих построек. Вот эти дельфинчики явно из какого-то древнегреческого или древнеримского сооружения



Минареты и опоры-контрфорсы позже пристроили турки





Рядом находилось кладбище древних православных патриархов, но останков там нет - "мощи" выкопали крестоносцы на сувениры и амулеты



На входе посетителей встречает вестибюль с сохранившейся византийской мозаикой - турки не стали ее сбивать, а закрасили слоем штукатурки





Мраморный порог за полторы тысячи лет натуральным образом стерся от ног паломников



А эти выемки образовались из-за того, что стражники, стоявшие здесь столетиями, переминались с ноги на ногу



Масштаб самого входа также впечатляет. Двери, обитые металлом, сохранились с древности



Недалеко от входа стоит огромная ваза из цельного куска оникса



Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки. Тем не менее, строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.



16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на католическую и православную.
До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.
А на этом месте короновали византийских императоров:



Купол и сохранившиеся мозаичные серафимы на парусах. Собор пострадал от землетрясения 989 года, обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.





И сейчас тут что-то восстанавливают





По пологому и широкому пандусу можно подняться на второй ярус. По рассказам, он сделан таким для того, чтобы на каталке поднимать престарелую мать Юстиниана (женщины имели право молиться на втором этаже). То есть, это возможно первый пример доступной безбарьерной среды



Резная каменная колонна. Где-то там запрятана монограмма императора



Вид с императорской ложи



Верхняя галерея тоже очень просторная



Здесь сохранились мозаичные иконы, которые были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века. Русские мастера тогда писать иконы еще не научились - до этого должно было пройти несколько веков.







Мозаика над дверью из южного вестибюля была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.



29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство. Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня обозначенного на одной из колонн красной полосой. На следующий день 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.

апсида собора снаружи в окружении турецких контрфорсов



Отсюда два шага до султанской резиденции - Дворца Топкапы...




Tags: Другие города, Стамбул, Турция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments